Вернувшись в Москву, старший пастор московской церкви «Слово жизни» епископ Маттс-Ола Исхоел рассказал президенту Института религии и политики Антону Игнатенко о том, как в это непростое время христиане усмиряют свою гордыню, хранят любовь к ближнему и смотрят в будущее.
Антон Игнатенко: Здравствуйте и… добро пожаловать домой! Потому что я как москвич, как мы все здесь, считаю вас своим уже многолетним земляком. Очень приятно было увидеть вас на Пасхальном Богослужении в Москве. Вижу Ваш южный загар – вам удалось хорошо отдохнуть?
Маттс-Ола Исхоел: Так здорово снова быть дома! Где бы я по миру ни путешествовал, какие бы прекрасные места ни посещал, – всегда скучаю по Москве. Поэтому здорово вернуться домой и в этот раз. Мы полтора месяца отсутствовали, и единственная причина была – мне нужно было просто отдохнуть.
Осенью я прошел медицинское обследование, потому что был слишком переутомлен. Врачи сказали: с телом всё нормально, но вам необходимо отдыхать. Тогда мы приняли решение поехать в отпуск, посетить разные страны, и всё действительно хорошо получилось.
Мы очень качественно провели это время с женой, и немножко солнца тоже застали. Это было приятно!
Для христиан важно понимать, что отдых – это не только совет из Библии. Это заповедь. Иногда, когда приходит время отдыхать, — ты обязан отдыхать и делать это с чистой совестью.
А: Лично для меня это новость, я теперь буду рассказывать это своей жене, чтобы оправдать отдых.
М: (смеется) Да, это очень хорошо!
А: Ваш московский «дом», я слышал, расширяется. Вначале московская церковь «Слово жизни» обосновалась в этом здании, где мы сейчас находимся, – на улице Павла Корчагина, дом 2. Теперь у вас есть новая церковь на юге Москвы?
М: Мы купили новое здание почти полтора года назад. Семь лет мы копили на это деньги, собирали – и были очень счастливы приобрести еще одно здание на метро «Волгоградский проспект». Это не будет новая церковь, это будет филиал нашей церкви. По воскресеньям там будут Богослужения.
Но мы рассматриваем это прежде всего как молодежный центр. У нас в церкви много молодых, и мы хотели иметь такое место, где они могли бы собираться в течение недели. Для каких-то духовных встреч, лидерских собраний, молитв… Но и для другого. Мы хотели построить там кафетерий, где бы просто ребята могли собираться, общаться, делать домашнюю работу после института, в такой безалкогольной христианской атмосфере… Небольшой спортзал построить там, танцевальную комнату, какой-то фитнес, занятия спортом.
Хотим открыть разные клубы, скажем, чтобы делать видео, поместим там музыкальную студию, фотостудию – всё, чтобы поощрять молодых развивать свои дарования.
А: Прекрасно. Вы же были… и, я думаю, остаетесь молодежным пастором в душе.
М: Да! Я так себя ощущаю. Много лет назад я был молодежным пастором, и у меня сердце, действительно, «горит» для молодежи. Они такие разные! У них такие различные дарования от Бога! Я хочу помочь им почувствовать, что в чем я хорош, – я могу принести пользу этим. Бизнесмен ли я, или художник, музыкант или медицинский работник, – чтобы я, думая о своем будущем, видел эти дарования как дар от Господа и использовал это на благо общества.
Последняя книга, которую я написал, называется «Работа». И главная суть этой книги – что работа это Божий принцип. Бог дал нам таланты, но это наша ответственность – учиться, развивать эти таланты, использовать их для блага мира.
А: А вот такой упор на развитие всех дарований и сторон человеческой одаренности – это ваше изобретение или вы откуда-то берете пример? И развитие филиала церкви как многостороннего места? Не просто молельный зал, пара кружков или библейские курсы – а вот такой широкий профиль?
М: Это часть нашего протестантского наследия. Трудовая этика всегда занимала большое место в протестантском богословии. Библия называет леность грехом, и всех Господь обязал делать самое лучшее не только для Бога, но и для всего общества.
И мы всегда стараемся поощрять молодежь, чтобы они получали образование, думали о собственных талантах как о чем-то, что им дал Бог, что Господь хочет быть с ними и помогать им во всех сферах жизни: в создании семьи, на работе, в созидании общества. И, конечно, в созидании церкви и Царства Божьего.
А: Я спросил вас об организации общинной работы еще и потому, что мы, москвичи, начали знакомиться с таким подходом к развитию религиозной общины на примере Московского еврейского общинного центра, который открылся еще в 2000 году. И постепенно всё более развивается такой подход, который есть не только у протестантов и иудеев, а и у буддистов – есть Московский буддийский центр, который построен по очень похожему принципу.
М: Конечно, у нас есть здесь общее наследие с другими христианскими церквами, но определенно, и с еврейской историей – это истинная правда. Мы можем видеть это также в истории еврейского народа, для которого это тоже занимало центральное место. Это подход к обществу и жизни, который мы с ними в большой степени разделяем.
А: Для наших читателей я скажу, что вы развиваете очень сильный и широкий диалог с иудеями, у вас есть даже особая программа иудео-христианского диалога. И всегда, заходя в большой молельный зал, я люблю читать слова «Проси’те мира Иерусалиму», написанные на древнееврейском языке: «שאלו שלום ירושלים». Мне это тоже очень близко.
М: Для нас это что-то очень естественное. Я думаю, что христиане должны быть благодарны за еврейские корни своей Церкви. Библия была написана евреями. Мы ощущаем это как естественную часть нашего служения – строить хорошие отношения с еврейским сообществом и искать общие точки соприкосновения, где мы могли бы трудиться вместе.
Иудео-христианский диалог – это замечательное поприще, где мы можем сотрудничать. Вместе мы восстанавливаем мемориалы жертв Холокоста. Когда христиане и евреи делают это вместе, то это хороший знак не только для России, но и для всего мира.
А: Действительно! Очень приятно наблюдать то, как вы доброжелательно ведете диалог с верующими других религий. Тем не менее в наше время мы видим очень много разделений между людьми. Порой люди обвиняют друг друга (но не себя) во всех грехах, а часто даже не один человек обвиняет другого, а целую группу, народ и даже страну считают «виновной» в чем-то. Как правильно разобраться в этом? Есть ли «коллективная ответственность», «коллективная вина», что говорит об этом христианство?
М: Конечно, есть коллективная ответственность. А истолковываться это может по-разному – разными личностями, разными Церквами. Мы знаем, что Иисус никогда не обещал мира на Земле до Своего возвращения, Он говорил, что будут трудные времена. Но это не извинение для нас, чтобы просто принять трудные времена, как есть. Потому что Библия конкретно говорит: «Блаженны миротворцы». Это касается нас как личностей и как Церквей.
Но истина в том, что мы всегда должны начинать с самих себя. Прежде чем мы осудим кого-то другого, Иисус всегда говорил: начни с себя, смотри в собственное сердце. Проверяй собственные мотивы, будь честным пред Богом, и здесь начинается мир – если я начинаю с себя; и в любой ситуации, какой бы трудной она ни была, мы всегда должны стараться быть миротворцами, о которых говорил Иисус. Молиться о мире, созидать мир в каких-то своих маленьких ежедневных ситуациях – и также, когда касается глобальных вопросов.
А: То есть, наверное, каждому отдельно взятому человеку порой нужно переступить через себя, через свою гордыню? И в чем-то принести свои интересы в жертву миру, который необходим для всех?
М: Гордость является корнем всех грехов. Если посмотреть в Библию, она описывает Вечность. Она говорит о гордости Люцифера, который взбунтовался против Бога и сказал: я хочу быть, как Бог.
Гордость – это не что-то, от чего можно избавиться в одну секунду. С гордостью приходится сражаться до конца своей жизни. Вот почему очень важно иметь время пред Богом, в молитве, быть честным, всматриваться в свое сердце. Не столько судить всех остальных – но, как я сказал, начинать с себя.
Тогда мы будем способны творить благо на этой Земле.
А: Спасибо. Я задаю эти вопросы во многом из личного интереса. Потому что, например, этот дух критицизма и гордости – он и меня порой посещает. Например, когда слышу проповеди каких-то православных иерархов, и так и подмывает сказать: вот, здесь он что-то не то поддержал…
А бывает и так, что даже епископы порой покидают свои общины. А бывает, покидают свои церковные союзы. И кажется – это и потому, что люди не смогли переступить через свою гордость… и договориться именно в духе миротворчества – ведь оно же, как мне кажется, касается не только отношений между странами, но и отношений между организациями, Церквами и людьми?
М: Совершенно верно. Смиренность – это краеугольный камень в Божьем Царстве. Смиренность – это не какая-то слабость. Иисус был смиреннее, чем кто-либо, и Он не был слаб. Смиренность – это способность выявлять самое лучшее в других людях и искать не того, что разделяет, но того, что объединяет.
Гордость всегда будет возвышать себя. И многие, кто критикуют других, делают это лишь для того, чтобы самим выглядеть лучше. Мы все это делали…
Но Божий путь иной – способен ли я смотреть на других людей и думать: как я могу ему помочь? как я могу сделать ему добро? И думать о нем, а не о себе. Это начало хождения со Христом, потому что Христос был такой. Когда Иисус молился в Гефсиманском саду, Ему нужно было избрать: либо Я, либо человечество должно нести эту расплату за грех. Он избрал страдать Самому. Понятно, что это наивысший пример смирения: Я избираю – помочь тебе.
А: До чего замечательно, что вы и ваши единомышленники находитесь среди нас здесь… очень хочется, чтобы это продолжалось как можно дольше, еще долгие годы. И позвольте задать традиционный вопрос: каковы ваши дельнейшие планы на будущее?
М: Говоря о себе лично – мы с женой переехали в Россию 26 лет назад, и нам даже в голову не приходило переезжать куда-то в другое место. Как мы только приехали сюда, то поняли, что это то место, где мы хотим жить до конца наших дней. Лично я собираюсь быть здесь и делать всё, что в моих силах, чтобы служить Господу.
Когда вопрос касается церкви, я думаю, есть пара вещей, очень важных для будущего.
О первой мы уже говорили – мы должны достигать молодежь. Многие церкви в мире сегодня переживают очень неприятный момент: растет средний возраст прихожан. Потому что многие церкви сегодня теряют способность общаться с молодежью. И мы хотим трудиться в этом и помогать другим церквам – как можно общаться с молодежью, всё равно доктринально оставаясь консервативными. Это вызов для нас, и это та сфера, где мы действительно хотели бы быть помощью для других церквей.
Второе направление – это образовывать лидеров. Любая организация, и церковь в том числе, зависит от сильных лидеров. В нашем сражении против либерализации, когда вопрос касается доктрин, семейных ценностей и иных сфер, недостаточно быть просто ревностным, необходимо иметь знания и компетенции, как стоять за христианскую веру в современном обществе.
И эти вещи, я думаю, очень важны для будущего.
А: Большое спасибо. Позвольте пожелать вам успехов в вашем искреннем и благородном служении!
М: Спасибо огромное!
Бог над финансами
Часто религия ставит запрет на тему финансов в церкви, хотя финансы являются важной сферой жизни человека. Из-за отсутствия учения многие верующие люди обмануты дьяволом, когда думают, что Бог не хочет, чтобы они процветали.
Но нам нужно поверить, что Бог хочет благословить каждую сферу нашей жизни, и финансы в том числе! Господь является нашим обеспечителем. Он Тот, Кто дает нам не просто жизнь, но жизнь с избытком!