История рождественской елки (Сергей Киреев)

История рождественской елки (Сергей Киреев) От редактора

История рождественской елки полна драматизма. Мы расскажем вам о ее библейских символах, появлении этой красивой традиции в Европе и России, борьбе с елкой в СССР и подмене рождественской елки на новогоднюю.

Праздник Нового Года и Рождества неотделим от аромата и свежей зелени настоящей рождественской елки.

В ХVI веке ёлка появилась в европейских домах. Существует легенда, что первым принёс ёлку в свой дом сам Мартин Лютер, основатель направления в протестантизме, которое называется лютеранством.

Однажды, в 1513 году, в Рождественский сочельник, он шел домой и взглянул небо, усыпанное сияющими  звёздами, и ему показалось, что и стоящие вокруг ели, тоже осыпаны яркими сверкающими звёздами. Тогда-то он и принёс домой маленькую ёлочку, украсил её свечами и сверкающими звёздочками. С тех пор рождественские и новогодние ёлки поселились в домах и стали радовать детей и взрослых.

Смысл и значение елки

Появление «зеленой красавицы» в домах христиан имело свое символическое значение. Все знают, что елка является вечнозеленым деревом, поэтому изначально елка отождествлялась с деревом жизни и деревом познания добра и зла, которые росли в Эдемском саду.

Стоит отметить, что изначально елку украшали живыми яблоками, которые символизировали плоды этих двух деревьев. В дальнейшем елочные шары тоже были отсылкой к эдемским яблокам.

Рождественская елка в Европе

Летопись от 1605 года свидетельствует, что в Эльзасе на территории современной Франции: “На Рождество устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру”. Это новшество переняла многочисленная протестантская община немецкой области Вюртемберг, откуда постепенно эта традиция распространилась по всей Германии, а затем – и по всей Европе.

Тем не менее, елки появлялись сначала только в домах богатых дворян и купцов. Разнообразными игрушками украшались в средневековой Германии не только елки, но и сосны, ветки вишневых деревьев и буков.

Первые елочные игрушки

Первый стеклянный елочный шар был выдут в Тюрингии (Саксония) в 16 веке. Промышленное производство елочных игрушек началось только в середине прошлого века – здесь же, в Саксонии. Новогодние украшения на большую елку делались из разных материалов. Искусные мастера выдували игрушки из стекла, вырезали из картона колокольчики, сердечки, фигурки птиц и зверей, шары, шишки, орехи, которые потом раскрашивали яркими красками.

К середине 19 века рождественская ёлка завоевала всю Европу. Именно тогда вечнозеленые, пышные красавицы стали регулярно устанавливаться в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России, а достоянием же простого люда елка стала уже во второй половине столетия.

В Америку эту традицию завезли немецкие поселенцы и наёмники, принимавшие участие в войне за независимость, а Франклин Пирс, 14-ый президент США, принес традицию Рождественской ёлки в Белый дом, а в 1923 году впервые была проведена Церемония зажигания ёлки, которая теперь проходит каждый год на лужайке перед Белым домом.

Елка в России

В Российских домах праздничная ёлка появилась 1 января 1700 года, именно тогда в России по указу Петра Великого стали отмечать Новый год. До этого его отмечали 1 сентября. В указе Петра I говорилось: “По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудными каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить”. Столицей тогда была Москва, Петербург ещё не был основан.

В домах северной столицы с ёлками поначалу встречали Рождество лишь многочисленные ремесленники-лютеране, которые приехали из Германии и поселились на Васильевском острове. Однако и петербургские семьи постепенно стали перенимать этот европейский обычай. И, наконец, в 1852 году в Петербурге была устроена первая публичная ёлка. А к концу ХIХ века этот красивый обычай стал уже привычным не только в русских городах, но и во многих деревенских домах.

Большими любительницами устраивать во дворце роскошные ёлки были  императрица Елизавета – дочь Петра I, а также великая царица Екатерина II.

Гонения на рождественскую ель

Но в 1916 году рождественские елки на русской земле оказались в опале. Как во время Отечественной войны 1812 года дворянство отказалось от «наполеоновского» французского языка, так в Первую мировую войну Священный синод призвал патриотов не ставить в домах колючие деревца, потому что они пришли к нам из немецких традиций.

С 1918 года на елку ополчилась и советская власть. Власти, начав борьбу с религией, решили, что украшенная ёлка, наравне с вертепом, Вифлеемской звездой и хором ангелов является атрибутом христианского праздника Рождества и, следовательно, с ней надо бороться так же, как с религией.

В 1922 году, когда было решено противопоставить Рождеству «комсомольские святки». Комсомольцы ходили по улицам в нарядах буржуев, кулаков и священников, жгли изображения святых, вели агитацию против ёлок, читали стихи:

«Тот, кто ёлочку срубил,
Тот вредней врага раз в десять,
Ведь на каждом деревце
Можно белого повесить!»

История рождественской елки - журнал Комар 1924
Журнал «Комар» (№13, декабрь 1924) — пила антирелигиозной пропаганды пилит елку, украшенную Вифлеемской звездой, ангелами, Библией и иконами

К 1924 г. продажа ёлок полностью прекратилась, а сама ёлка была запрещена. По школам висели плакаты:

«Не руби леса без толку,
будет день угрюм и сер.
Если ты пошел на елку,
значит, ты не пионер».

Многие, конечно, помнят рассказ о Ленине на Кремлёвской ёлке для детей, но это была последняя официально разрешенная елка… Она оставалась запрещенной вплоть до 1935 года, когда кандидат в члены Политбюро П.П. Постышев вернул в СССР елки. На одном из заседаний Постышев вспомнил о новогодних детских торжествах в Сокольниках в 1918 году, где участвовал Ленин. После этого в декабре 1935 года в «Правде» была опубликована заметка, осуждающая запрет елок.

История рождественской елки - журнал Безбожник 1936
Журнал «Безбожник» (декабрь 1936) — Наши дети танцуют вокруг елки с красной звездой, а дети за границей страдают от голода.

Именно тогда появилась идея празднования Нового года вместо Рождества, Вифлеемская звезда стала красной пятиконечной, и вертеп сменился Дедом Морозом. Но, тем не менее, многие продолжали праздновать Рождество подпольно.

Сергей Киреевглавный редактор Светоча, полномочный представитель начальствующего епископа РОСХВЕ в Пензенской области, старший пастор Церкви Божьей в Пензе


Бог над финансами

Часто религия ставит запрет на тему финансов в церкви, хотя финансы являются важной сферой жизни человека. Из-за отсутствия учения многие верующие люди обмануты дьяволом, когда думают, что Бог не хочет, чтобы они процветали.

Но нам нужно поверить, что Бог хочет благословить каждую сферу нашей жизни, и финансы в том числе! Господь является нашим обеспечителем. Он Тот, Кто дает нам не просто жизнь, но жизнь с избытком!

Оцените статью
Поделитесь с друзьями - поддержите наш проект
Светоч
Добавить комментарий