5 эффективных советов, как использовать юмор в проповеди

5 эффективных советов, как использовать юмор в проповеди Развитие

Корреспондент Дэвид Роач опубликовал в своей статье мнения служителей о том, какова роль юмора в проповеди, и сколько его должно быть.

Однажды легендарного английского проповедника Чарльза Сперджена упрекнула одна женщина из его церкви, которой показалось, что в его проповедях слишком много юмора. Если верить баптистскому историку Майклу Хайкину, “король проповедников” ответил ей: “Ну, мадам, если бы Вы знали, от какого количества юмора я воздерживаюсь, Вы были бы ко мне снисходительней”.

Юмор всегда преизбытычествует в умах людей, но для проповедников важно знать, как часто можно использовать юмор в проповеди – если вообще можно использовать.

Крис Осборн – пастор из Техаса, который в Юго-западной Баптистской семинарии писал диссертацию на тему юмора в проповеди (для соискания степени «доктор философии») – объяснил в интервью для “Baptist Press”, что на этот счет существует три основные точки зрения.

Первая из них – вообще никогда не использовать юмор, – сказал Осборн. – Этой точки зрения придерживается известный баптистский проповедник Джон Пайпер. – Вторая точка зрения – нужно постоянно использовать юмор (мнение многих харизматических лидеров). Я же в своей диссертации отстаиваю использование юмора в благоразумных пределах. Нужно прибегать к нему там, где это уместно. Ни слишком много, ни слишком мало”.

Юмор в жизни среднестатистического пастора

Если говорить о Южных баптистах, то такие “юмористы”, как Деннис Сванберг (“американский служитель ободрения”) и уже покойный Грейди Натт (“премьер-министр юмора”) использовали шутки и смешные анекдоты как ключевые элементы проповеди в общей сложности 50 лет. Однако, как сообщает “Телеграф”, опрос почти полторы тысячи регулярных посетителей церкви, опубликованный в прошлом месяце организацией “Christian Resources Exhibitions”в Лондоне, показал, что лишь 1.6 процентов слушателей считают юмор важным элементом проповеди. В то время как 44 процента респондентов считают библейскую экспозицию важнейшей частью проповеди.

В контексте таких результатов Осборн советует среднестатистическому пастору выбрать сбалансированный подход.

Прежде всего, он видит прецедент юмора в проповеди в самом Писании. Осборн пытается доказать, что слова Иисуса о “бревне в глазу” и Его привычка называть Иоанна и Иакова “сыновьями громовыми” содержат элемент юмора, т.е. звучали смешно. Он также упоминает наличие сатиры в речах старозаветных пророков. А случай с “говорящей ослицей” считает “веселой, забавной историей”.

Говоря о своей проповеднической практике, Осборн свидетельствует, что юмор является важным инструментом контакта со слушателями и способом обезоруживания скептиков.

“Когда проповедник говорит проповедь на отрывок о подчинении жен мужьям, женщинам непросто воспринимать эту информацию из уст мужчины, – приводит пример Осборн. – Женщинам проще слушать подобные наставления от женщин. И тебе как бы приходится прибегать к ненавязчивому юмору, чтобы чуть снять напряжение”.

Мартин Лютер, Джордж Уайтфилд, Сперджен и другие установили прецедент использования юмора в проповеди, утверждает Осборн, хотя некоторые историки не согласны с его оценкой Уайтфилда. Впрочем, Осборн предупреждает проповедников, чтобы они в первую очередь получали удовлетворение от того, что удалось донести людям истину, а не рассмешить их. Также он рекомендует спрашивать надежных друзей, не слишком ли много в проповеди юмора.

Правила большого пальца (rules of thumb – не слишком строгие правила)

Кевин Эзелл – президент Североамериканского миссионерского совета, известный своим юмором – соглашается с тем, что юмор помогает установлению контакта со слушателями. Он предлагает “правила большого пальца”, которые могут помочь правильному использованию юмора.

1. Если сомневаешься, лучше откажись от шутки.

“Ты просто швыряешь игральные кости, если в проповеди используешь шутку лишь ради шутки, – объясняет Эзелл. – Если ты раньше времени используешь юмор – и он не достигает цели, – то возникает ощущение, что вся проповедь уже обречена на провал”.

2. Никогда не делай частой мишенью своего юмора церковных лидеров или членов своей семьи.

“Даже если люди будут от души смеяться, – объясняет Эзелл, – они будут думать, что вы не очень-то их любите».

3. Не используй слишком много юмора.

“Бывают моменты, когда нужно сказать людям самое важное, а ты просто сводишь все в шутку”, – предупреждает Эзелл.

4. Юмор должен быть инструментом, а не конечной целью”.

Гершель Йорк – пастор баптисткой церкви “Buck Run” (Фракфорт, штат Кентукки) и профессор гомилетики в Южной Баптистской Теологической семинарии – предлагает прагматичный аргумент, почему не нужно использовать в проповеди шутки.

“Рассказывание шутки требует определенного ритма, тона, идеальной структуры, правильной паузы и четкой формулировки, перед тем как перейти к кульминационному моменту, – писал Йорк на своем вэб-сайте Preaching.com. – Если бы это было так просто, то в Джонни Карсоне не было бы ничего уникального, особенного. Если проповедник в своей тридцатиминутной проповеди тратит 3 минуты на шутки и в результате забывает важную деталь в структуре или неуверенно, заикаясь, подходит к кульминационному моменту, он просто зря потратил десятую часть своей проповеди. Такой проповедник вызовет у слушателей лишь жалость. Он больше внимания привлекает к своей персоне, чем к сути своего послания, которое пытается донести”.

“Нужно использовать юмор – но не шутки. Вот правильный путь, – пишет далее Йорк. – Уместный юмор в проповеди доставляет удовольствие и приносит пользу. Когда мы рассказываем забавные истории о себе (особенно когда признаемся в некоторых своих недостатках), это хорошо и правильно. Развлекательные же анекдоты о каких-то глупых моментах, о случаях абсурдности в нашей жизни, никогда не будут по-настоящему уместными, не будут гармонично соответствовать главной идее проповеди. Острый ум проповедника располагает слушателей. Но мудрый проповедник не станет рисковать, используя шутки”.

5. Юмор – это не обязательно

Энди Дейвис – пастор Первой Баптистской церкви в Дареме (Северная Каролина) – сказал, что, по его подсчетам, юмор составляет где-то пятую часть времени его проповеди. Но, по его словам, он никогда не готовит юмор заранее. Не отвергая юмор категорично (в проповеди), Дейвис, однако, призывает проповедников помнить о “серьезности” их задачи. По его мнению, юмор следует использовать лишь тогда, когда мы естественным образом выражаем свою личность.

“Юмор не обязателен для хорошей проповеди, – сказал Дейвис. – По сути, вы можете всю свою жизнь проповедовать без юмора и быть при этом весьма эффективным проповедником”.

Дейвис – который, кстати, имеет степень доктора философия по церковной истории – ссылается на Джона Кальвина и Джонатана Эдвардса, известных тем, что никогда не использовали за кафедрой юмор. Пастор и евангелист двадцатого века Мартин Ллойд-Джон также весьма сдержанно относился к юмору. Дейвис отметил, что не уверен, что те фразы Иисуса Христа, которые некоторые считают юмористичными, действительно были произнесены с целью вызвать смех.

“С другой стороны, я не хочу сказать, что использование юмора за кафедрой – это что-то греховное или неправильное, – делает оговорку Дейвис. – Без сомнения, такие гиганты веры, как Мартин Лютер и Чарльз Сперджен, использовали юмор весьма эффективно”.

Следует также отметить, что предупреждения Павла в 1 Кор. 1-2 насчет опасности броских риторических приемов, можно применить и к юмору. Как сказал Дейвис, Павел “не хотел, чтобы в центре внимания была его личность, он сам. Он действительно желал, чтобы в фокусе был Христос и Божье Слово”.

Дейвис также указывает, что непросто перейти от юмора, к таким “важным темам, как распятие и воскресение Христа, вечность, Судный День”. Такие резкие переходы подобны “переключению скоростей без сцепления” и чем-то напоминают комика, говорящего: “Ну, а если серьезно, ребята…”.

Здравое использование юмора

В заключение следует отметить, что все проповедники, которые давали интервью Baptist Press, склонны принять позицию Осборна – “благоразумное использование юмора”. Хотя, снова-таки, могут быть различные интерпретации “здравости”.

Осборн выразил мнение многих, сказав: “Если слушатели больше запомнили юмор, а не цель юмора, значит, юмора было слишком много”.

Дэвид Роач


Бог над финансами

Часто религия ставит запрет на тему финансов в церкви, хотя финансы являются важной сферой жизни человека. Из-за отсутствия учения многие верующие люди обмануты дьяволом, когда думают, что Бог не хочет, чтобы они процветали.

Но нам нужно поверить, что Бог хочет благословить каждую сферу нашей жизни, и финансы в том числе! Господь является нашим обеспечителем. Он Тот, Кто дает нам не просто жизнь, но жизнь с избытком!

Оцените статью
Поделитесь с друзьями - поддержите наш проект
Светоч
Добавить комментарий