Ко дню памяти апостола Иоанна Богослова | Андрей Пономарев

905
Ко дню памяти апостола Иоанна Богослова

Сегодня, люди живущие в Турции, зачастую не представляют себе, что живут на библейской земле, где происходили события мирового значения.

Земля на которой расположилась республика Турции по своему значению лишь слегка уступает Земле Обетованной — Израилю по обилию святых исторических мест и только в том плане, что здесь нет Иерусалима и Христос здесь никогда не был. Но многие, пророки жили здесь в разное время, например Авраам жил в Харане в период между выходом из Ура Халдейского и перед выходом в землю обетованную, Ной причалил с ковчегом у горы Арарат.

Первое государство принявшее христианство называлось Осроена со столицей в г. Эдесса, сегодня это город Шанлы Урфа.

Хотя Иисус Христос Сам никогда не был в этих землях, его апостолы Фаддей, Пётр, Филипп, Варфоломей, Павел и Иоанн и др. оставили неизгладимый след в истории. В Новом Завете есть послания апостолов напрямую к Эфесянам, Колосянам, Галатам. Многие личные послания адресованные верующим различных провинций. Например апостол Пётр пишет своё первое послание «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии».

Служение Павла и Иоанна на землях современной Турции

Большая часть книги Деяний повествует нам о событиях происходящих в этом регионе. Особенное влияние на распространение христианства в Асии оказал ап. Павел, родившийся в провинции Киликия в г.Тарсе и проживший несколько лет в Эфесе. В школе философа Тирана, он подготовил множество христиан, которые затем самостоятельно распространили благую весть по всей провинции Асия.

Ефес

Но всё же величайшее значение для асийских церквей в деле укоренения в вере сыграли жизнь и служение апостола Иоанна, который дожил здесь до столетнего возраста и умер приблизительно только в 104 году после Р.Х.

Апостола Павла обезглавили в Риме в период правления императора Нерона ~67 после Р.Х, т.е. ап. Иоанн служил церквям без Павла больше 30 лет. Он стал отцом для всех служителей Асии, в том числе для пастора Тимофея в Эфесе, назначенного самим ап. Павлом и являвшимся его близким учеником (см. 1 Тим. 1:3).

Апостол Иоанн написал великолепное Евангелие, в котором он единственный из очевидцев евангелистов раскрывает жизнь и первые чудеса Христа, совершенные до того как Иоанн Креститель был брошен в темницу, когда остальные евангелисты больше говорят о событиях произошедших после заключения Иоанна Крестителя.

В своем Евангелии апостол как бы приоткрывает внешнюю завесу и показывает нам ситуацию изнутри, также он оставляет нам несколько посланий от себя и ни на что прежде не похожую последнюю книгу Нового Завета — Откровение, которая раскрывает события последних будущих времен. В ней мы видим послания Господа 7 ми церквям Асии, которые помимо прямого толкования, истолковываются так же как разные периоды истории церкви.

В чём отличие Иоанна от других апостолов и почему Иисус так выделял его?

Дело в том, что когда читаешь его книги, то видишь человека, который ставил любовь к ближним выше всего остального. Для него пребывание в любви — это самое великое состояние верующего человека.

Существует история, произошедшая в последние годы жизни ап. Иоанна, рассказанная нам церковным историком Евсевием Кесарийским из книги Климента Александрийского «Какой богач спасётся», которая как будто является сублимацией его жизни и апостольского видения для жизни церкви…

Апостол Иоанн Богослов получает Откровение на острове Патмос

Прочтите эту глубочайшую историю из жизни апостола Иоанна

«Выслушай не сказку, а рассказ об апостоле Иоанне. Его нам передали, а мы его крепко запомнили. Вернувшись после смерти тирана с Патмоса в Эфес, он, по приглашению, навещал ближайшие местности — где поставить епископов, где устроить целые Церкви, где ввести в клир человека, указанного Духом.

7 Придя в один город неподалеку (некоторые называют и его имя), он водворил спокойствие среди братьев, и, заметив юношу, видного собой, красивого и пылкого, апостол обратился к тамошнему епископу, которого поставил: «Я целиком вверяю его тебе пред лицом Церкви и Христа». Епископ юношу взял и все пообещал; а Иоанн повторил свои слова и просил вновь их засвидетельствовать.

8 Затем он отбыл в Эфес, а епископ, взяв к себе в дом порученного ему юношу, содержал его, опекал, оберегал и, наконец, окрестил. Теперь он стал менее заботлив и менее охранял его, считая вернейшей охраной печать Господа.

9 К юноше, преждевременно выпущенному на волю, на погибель ему, пристали сверстники — отъявленные бездельники, привыкшие к дурному. Сначала они водили его с одного роскошного пира на другой, затем повели ночью на воровство, а затем сочли способным участвовать и в больших преступлениях.

10 Он постепенно привыкал и по своей богатой природе, словно мощный, норовистый конь, закусил удила, свернул с прямой дороги и понесся прямо в пропасть.

11 Отчаявшись наконец спастись в Боге, он стал замышлять дела немалые раз все равно погибать, так уж страдать наравне с другими, свершив нечто крупное. Он собрал разбойничью шайку из тех самых товарищей и стал истым ее главарем: насильником, убийцей, злодеем паче всех.

12 Между тем, по какому-то нужному делу пригласили Иоанна. Он, устроив все, ради чего прибыл, говорит: «Теперь отдай нам, епископ, залог, который я и Христос вверили тебе, чему свидетельницей Церковь, который ты управляешь».

13 Епископ сначала перепугался, думая, что его ложно обвинили в похищении денег, которых он не брал, он не мог согласиться с тем, чего не было, но не мог и не доверять Иоанну. «Юношу и душу брата твоего требую», — сказал тот. Тогда епископ застонал из глубины сердца и сказал: «Умер он».

— «Как и какой смертью?»

— «Умер для Бога: законченный негодяй и, более того, разбойник; вместо Церкви он теперь на горе с воинством ему подобных».

14 Апостол разорвал на себе одежду и, громко стеная, осыпал ударами свою голову: «Хорошего же стража оставил я брату! Коня мне и кого-нибудь проводником». И прямо тут же он, как был, поскакал от церкви.

15 Приехав, куда указали, он был схвачен разбойничьей заставой, но не стал ни убегать, ни отпрашиваться, а кричал: «Я за тем и пришел: ведите меня к своему начальнику».

16 Тот вооружился и стоял, поджидая, но, узнав подходившего Иоанна, кинулся от стыда бежать. Иоанн, забыв свои лета, погнался за ним что было мочи с воплем:

17 «Дитя, что ты бежишь от меня, своего отца, от безоружного, от старого? Пожалей меня, дитя! Не бойся, есть у тебя еще надежда на жизнь. Я отвечу Христу за тебя; если нужно, смерть за тебя приму, как принял ее за нас Господь. Душу отдам за тебя. Остановись же, поверь: Христос послал меня».

18 Разбойник слушал, постоял, сперва потупившись, затем бросил оружие и, содрогаясь в горьких рыданиях, обхватил подошедшего старца; защитой ему был его плач, слезами он крестился вторично. Все время, однако, он прятал правую руку.

19 Апостол клятвенно поручился, что обретено ему прощение у Спасителя; умолял его, стоял на коленях и поцеловал правую его руку, как очищенную покаянием, и привел его таким образом обратно в Церковь. Непрестанно молясь за него, непрестанно упражняя его в посте и сам постясь с ним, наставляя его всячески умилительными сказаниями, он оставил его, говорят, не раньше, чем водворил в Церковь того, кто подал великий пример истинного покаяния, великое знамение возрождения и победный знак зримого воскресения». (Евсевий Памфил, Церковная история, книга третья, глава 23)

Сердце апостола Иоанна

Посмотрите, на этот эпизод жизни престарелого апостола Христа, который бежит среди ночи чтобы спасти молодого человека погрязшего в веселье и разбое и кричит: «Смерть за тебя приму, душу отдам за тебя!» Во всём этом столько отцовской любви, как будто бы это его сын отошел от Господа, а не один из многих кого Иоанн знал и любил.

Четыре колонны в центре Базилики Святого Иоанна отмечают место могилы апостола Иоанна Богослова

Павел, мог не взять с собой раз ошибившегося товарища в новый путь, а Иоанн бежал и увещевал оступившегося. Тут разница между стратегом войска и отцом, который идёт вместе с сыном в один отряд и защищает его от возможных опасностей не столько внешних, сколько от внутренних.

Пастор, которому Иоанн передал юношу подумал, что его обвиняют в растрате денег. Это было первое, что ему пришло в голову!!! И только после он вспомнил о жизни человека! Он занял позицию Каина: «Что я сторож брату моему?» И да, он не был сторожем, а мог бы быть, должен был быть! Он пассивно наблюдал как человек удаляется от веры и ничего не сделал кроме обычного рода замечаний, а Иоанн остановил его чуть ли не силком говоря, что «надежда всё еще есть для тебя»!

Сегодня когда в церкви так много талантливых администраторов, публицистов, лидеров, визионеров, нам возможно как никогда раньше нужны такие люди в церкви, которые бы спустились с высоты своего положения и живя среди этого обычного мира вкладывали себя в будущее людей, буквально вырывая их из пороков этого мира и приводя в церковь, где бы они могли бы расти в безопасности.

Дух и душа Иоанна всегда была близка к характеру Христа. Они были «на одной волне» и прекрасно чувствовали друг друга. Не даром Спаситель поручил ему заботу о своей матери!

Русские и турецкие христиане вместе почтут память апостола Иоанна

И вот 9 октября 2020 года в день его смерти, произошедшей 1916 лет назад, русские и турецкие христиане соберутся на месте последних лет его жизни и его захоронения и проведут христианскую литургию официально разрешенную государственными властями Турции.

Литургия в Турции

Христиане всей Турции из Антальи, Стамбула, Анкары, Алании, Мармариса, Бодрума. Измира, Кушадасы соберутся на месте его захоронения в церкви г. Сельчук, что недалеко от античного Эфеса. Приедут паломники и России и Украины.

Это будет уникальная возможность всем вместе встретиться, помолиться за свои страны и семьи, причаститься и вспомнить этого великого Божьего человека, жившего на той же земле, где живём теперь мы!

В этот сложный 2020 год, среди пандемии и череды преобразовывания храмов в мечети, нам нужно быть едиными и показать хотя бы самим себе, что христиане всё ещё живут здесь на этой земле и являются преемниками веры святых апостолов церкви.

По всем вопросам обращайтесь: +905356128841 (WhatsApp)

Литургия будет проводиться силами Ассоциации Изучения Русского Языка и Культуры им. А.И. Солженицына г. Измир и Министерством Культуры и Туризма республики Турция представителем РПЦ МП в Турции.

Андрей Пономарев

  • Президент Ассоциации русского языка и культуры в Турции;
  • Полномочный представитель начальствующего епископа РОСХВЕ в Турции;
  • Внештатный корреспондент журнала «Добро» и портала Светоч на Ближнем Востоке.
Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

5 × 1 =