Тайна царя Кира в Библии

Тайна царя Кира в Библии. Андрей Пономарев Развитие

Несколько лет назад я стоял у мавзолея великого царя Кира в Пасаргадах и задавал себе вопрос, который часто ускользает от читающих Библию людей: «Почему этот персидский царь, так дорог Богу, что он уделил ему столько места в Библии?»

Чем он отличался от других великих полководцев и царей древнего мира. Почему Кир Великий, а не Александр Великий назван помазанником Божьим?

В книгах Библии упомянуто множество народов и царей, но, пожалуй, ни к кому мы не видим такого интересного и позитивного отношения как к царю Киру и другим персидским лидерам.

Кир/Кореш упоминается в Библии 23 раза по имени и ещё несколько раз по смыслу и всегда в превосходной степени со стороны Бога.

Мы видим подобное отношение разве что к царю Израиля Давиду, но при этом надо помнить, что Кир то иностранец, который ни к народу иудейскому ни к закону Моисея никакого прямого отношения не имеет!

Как Бог пророчески предвозвестил царя Кира

Началась эта история ещё до рождения царя Кира, когда на окраине Ассирийской империи, в то время ещё более менее независимом Иудейском царстве со столицей в городе Иерусалим, в 732 году до Р.Х. (более чем за 150-200 лет до рождения этого царя) еврейский пророк Исайя пророчески провозгласил появление некого Кира.

Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен!» и храму: «ты будешь основан!» (Исаия 44:28)

и далее:

«1 Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись;

2 Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю;

3 и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев.

4 Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня.

5 Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня,

6 дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного» (Исайя 45:1-6)

Причём назван он тем именем, которое принял не по рождению, а только во время вступления на престол. До этого возможно его звали Аградат.

Что нам известно о Кире из истории

Имя Кир/Кореш согласно историку Плутарху значит Солнце, хотя Страбон утверждал, что имя Кира было дано ему в честь реки Кир, которая протекает около города Пасаргады.

Известно, что Кир был сыном Камбиса I из династии Ахеменидов.

Известно также, что он был арийцем и первоначально носил титул царя Аншана, области древнего государства Элам.

Иеремия через 100 лет после Исайи тоже развил эту тему и пророчествовал до того, как Кир появился на историческом горизонте следующее:

«Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший от чрева: Я Господь, совершающий все, один распростирающий небеса, утверждающий землю и никого нет со Мною; делающий недействительными знамения прорицателей и приводящий гадателей в исступление, обращающий мудрых назад и делающий знание их глупостью, утверждающий слово раба Своего и исполняющий решение Своих посланников; говорящий Иерусалиму: «ты будешь населен» (или построен), и городам Иудиным: «вы будете построены, и пустыни его Я восстановлю»; говорящий бездне «иссякни» и реки твои Я осушу; говорящий Киру: ты пастырь Мой и исполнишь всю волю Мою“; говорящий Иерусалиму: «ты будешь построен» и храму: «ты будешь основан»» (Иеремия 51:11,12)

Фраза «ты пастырь» может так же переводится, как «знающий».

После сложного и легендарного детства о котором есть много разных противоречивых данных, когда он чудом остался живым, после того как его дед царь Астиаг увидел сон, в котором он видел как его потомок берет всю власть и приказал его умертвить своему слуге, который ослушался и отдал его в семью пастуха, где он вырос и набрался сил.

Сместив с престола Мидии своего деда царя Астиага, Кир становится царём мидян и персов и расширяет свою державу.

Чуть позже он воюет и сокрушает царя Лидийского царства Креза и становится обладателем его легендарных богатств. По ходу движения, он тем же войском завоевывает Ионию, Карию и Ликию.

Завоевание Вавилона

Но всё это, было только подготовкой к главному, к походу на дряхлеющий, но всё еще великий Вавилон. И шансов на победу тут было 50 на 50. Потому что даже разбив войско царя Вавилона, необходимо было еще сокрушить столицу Вавилон.

Подобная ситуация была, например, у арабов и турков, которые не один раз разбивали восточно-римские войска, но при этом веками не могли ничего поделать с их основной твердыней Константинополем.

Но как бы там ни было, но в 562 г. до РХ, столица Вавилонского царства, непреступный Вавилон «Врата божьи», созданный легендарным царём Нимродом и перестроенный Навухудоносором, был взят войсками Кира под командованьем его полководца.

Последний царь Вавилона Набонид бежал в небольшую крепость Борсиппе, а в городе его сын Валтасар был занят пирами. Весь город праздновал Новогодние праздники и был абсолютно уверен в безопасности своей столицы.

Хотя она была непреступной со всех точек зрения, но это не могло остановить исполнение пророчества.

Древний Вавилон
Древний Вавилон

Вавилон был окружен рвами наполненными водами реки Ефрат, имел стены высотой 110 м и протяженностью в 66.6 км, а также крепкие медные двери.

Для соотношения, скажу что длина стен Константинополя, величайшего города средних веков, была 10,5 км.

На внешней стене, через каждые 44 метра были устроены башни. 

Приблизительная же площадь «Большого Вавилона» достигала 10 кв. км.

Его население составляло не менее полумиллиона человек. Даже по современным масштабам Вавилон был большим городом. Рим времен Юлия Цезаря имел площадь — около 3 кв. км.

«Кроме того, в Вавилоне есть 53 храма верховных богов, 55 святилищ Мардука, 300 святилищ земных божеств, 600 небесных божеств, 180 алтарей богини Иштар, 180 богов Ниргала и Адада и еще 12 алтарей, посвященных различным богам» писал Ктесий Книдский (историк, придворный врач персидского царя Артаксеркса Второго).

Этот величественный мегаполис насчитывал несколько дворцов (среди них 3 царских — летний, южный и замок Навуходоносора), каждый из которых представлял собой комплекс дворцов, дворец-город, раскинутый на огромной площади. 

Чтобы взять этот город Кир приказал отвести вводы реки, и его войска прошли по руслу в центр города. Но даже эта диверсия мало помогла если бы городские ворота были закрыты т.к. тогда город бы не пал и пришлось бы его осаждать.

А с учетом того, что там был многочисленный гарнизон и собрано продовольственных запасов на несколько лет, взять его не получилось бы длительное время. А скорее всего, вообще бы не получилось.

Но на счастье Кира в тот день Священные ворота оказались не заперты…

Возможно, они сломались случайно или в результате диверсии, но так или иначе вышло так, как написано в пророчестве Исайи: «чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись» (Исайя 45:1).

Вавилон был настолько велик, что многие жители узнали о его падении лишь через несколько дней после его завоевания Киром.

В «Летописи» Набонида говорится: «Гобрий, правитель Гутиума, и армия Кира вошли в Вавилон без боя».

Кир — царь персидской империи

Прежний властитель, Набонид, узнав о смерти сына Валтасара, сам приехал в город и покорился персам. Кир помиловал Набонида и отправил его в ссылку в отдалённый регион Карманию, где тот жил до дня своей естественной смерти.

Вавилоняне жили, как прежде, только вот правил ими наместник Кира — Гутиум/Угбару, он же, Дарий Мидянин.

Но Дарий процарствовал недолго — примерно год, его царствование завершилось вместе с его смертью.

После чего Кир Великий взял управление в свои руки и принял титул царя Вавилона.

Кир был первым царём создавшим реальную мировую империю, т.е. сама идея империи была принята и развита персами во главе с Киром.

Ранее Вавилон и Ассирия много раз побеждали разные народы и города, но они не включали их в свою структуру, а просто грабили и угоняли население. Кир же интегрировал их в единую жизнеспособную систему просуществовавшую много столетий после его смерти.

Почему Бог и евреи благоволили царю Киру?

Каковы же причины того, что Библия и евреи так хорошо к относились к Киру?

1. Возможность сохранения языка и еврейской культуры.

Навухудоносор и вавилоняне захватили Израиль, разрушили Иерусалим и Храм, увели наиболее образованное население в Вавилон, где народ находился вдали от родных мест.

Хотя переселенцы старались соблюдать свои культурные традиции, но все же в повседневной арамейский язык все больше вытеснял иврит.

Переселенцы приняли вавилонские названия месяцев и стали принимать их имена, в том числе, включающие имена вавилонских богов. Так же многие мужчины женились на местных девушках.

Через полтора столетия когда пророк Ездра читал в Иерусалиме Тору на иврите, жрецам-левитам нужно было переводить его слова на арамейский потому что большинство их уже не понимало. Т.е. ассимиляция еврейского народа шла верно и неминуемо через какое то время еврейский народ мог полностью раствориться среди других народов Месопотамии.

Поэтому персы и лично Кир воспринимались как спасители и избавители от врагов еврейского народа.

2. Вавилонское пленение — не злой рок, а часть Божьего плана.

Пророчества о царе Кире, полученные задолго до разрушения Иерусалима, явно показывали, что всё произошедшее с евреями не злая судьба, а часть Божьего плана. Израильский народ не брошен Богом, а по прежнему ведом Им.

Знал ли Кир пророчества о себе?

Имя Кир царь принял ещё до похода на Вавилон и на этом этапе это совпадение можно считать интересной случайностью.

Здесь может иметь место вопрос: «Знал ли Кир об этом пророчестве или нет?»

По свидетельству Диодора Сицилийского «он превосходил всех своих современников мудростью, храбростью и всеми другими добродетелями, и что он отличался особенной добротою, так что персы дали ему прозвище отца».

Ксенофонт в своей «Киропедии» пишет о нём как об «идеальном царе и человеке».

И подобных свидетельств масса у разных историков.

Такой царь как Кир явно был знаком с еврейскими текстами пророчеств, что видно даже по стилю его знаменитого цилиндра Кира, имеющего явную аналогию с началом 45-й главы, только с местными особенностями:

 «Мардук искал справедливого царя; он взял за руку человека по своему сердцу; он назвал его по его имени Киром, царем Ансана; во всемирном царстве он назвал его имя…»

Сравните с Исайя 45:1: «Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы».

И это уже никак не случайность.

В Вавилоне была большая еврейская диаспора с которой у Кира были налажены хорошие дружеские отношения поэтому в свой вавилонский период он уже точно знал об этом месте Писания.

Яйцо или курица?

Тогда встаёт другой вопрос: «Пророчество сделало Кира тем, кем он стал или Кир подстроился под пророчество?»

Нужно ли ему было так сильно одобрение еврейского народа, что за это пришлось восстанавливать Иерусалим и Храм? Думаю нет. Это хорошо, но того не стоило.

Возможно через это пророчество он получил осознание и направление на то, что Бог хочет сделать. Это чем то напоминает диалог из «Матрицы» Нео и Пифии:

― Нео: Но раз вам все известно, как я могу делать выбор?
― Пифия: Разве ты выбирать ко мне пришел? Твой выбор сделан. Ты стараешься понять, почему ты его сделал.

Избранность Кира была от его рождения, но пророчество помогло осознать правильное направление и источник его силы.

Конечно это только моё личное мнение, но сам вопрос довольно интересен.

Что еще нам нужно знать о царе Кире?

  • Известно что Кир очень мягко относился к разным культурам и религиями. Он проводил государственную политику в которой каждый народ и город могли поклонятся своим традиционным богам. Известно, что царь освободил из плена богов разных городов, которые забрал Навухудоносор, чтобы сломить волю этих народов.
  • В 538 году до Р. Х., после завоевания Вавилонии, персидский царь Кир Великий издаёт декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм, разрушенный ещё великим вавилонским царём Навуходоносором.

Декрет устанавливал точные размеры Храма и содержал распоряжение об оплате расходов на его строительство и о возвращении Храму священной утвари, захваченной из Храма Соломона Навуходоносором.

  • Ещё один интересный факт про который часто забывают это то, что Кир был открытым зороастрийцем, т.е. единобожником, а значит был близок по своей вере к иудаизму.

Разумеется современный зороастризм сильно отличается от свое ранней версии. Как впрочем, и буддизм и современное христианство.

Это огромная тема, но в следующей части мы всё же попытаемся узнать об этой вере древних арийцев.

Продолжение следует…

Андрей Пономарев, президент Ассоциации русского языка и культуры в Турции, Полномочный представитель начальствующего епископа РОСХВЕ в Турции, внештатный корреспондент журнала «Добро» и портала Светоч на Ближнем Востоке, ведущий интернет-проекта «Путешественники в Турции».


Бог над финансами

Часто религия ставит запрет на тему финансов в церкви, хотя финансы являются важной сферой жизни человека. Из-за отсутствия учения многие верующие люди обмануты дьяволом, когда думают, что Бог не хочет, чтобы они процветали.

Но нам нужно поверить, что Бог хочет благословить каждую сферу нашей жизни, и финансы в том числе! Господь является нашим обеспечителем. Он Тот, Кто дает нам не просто жизнь, но жизнь с избытком!

Оцените статью
Поделитесь с друзьями - поддержите наш проект
Светоч
Добавить комментарий