От младенчества – к духовной зрелости, или как взрастить в себе плоды духа

От младенчества – к духовной зрелости, или как взрастить в себе плоды духа Развитие

Человек, уверовавший в Господа Иисуса Христа, и открыто выражающий свою веру, привлекает к себе внимание окружающих.

Одни над ним подсмеиваются, другие – ожидают увидеть в его жизни что-то сверхъестественное, необычное, духовное. Так или иначе, но среди его знакомых, друзей, коллег, родственников найдутся те, кто будут за этим человеком наблюдать с большим, чем прежде, вниманием. Их волнует один вопрос: как вера в Бога отразилась на характере человека, его отношении к людям? Большинство из них желают увидеть в нем перемены к лучшему. Так и должно быть, как написано: «Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света…» (Послание Ефесянам 5:8). Да и сам уверовавший хочет перемен в себе. Только прежде, чем он к ним придет, ему предстоит тяжелая работа над собой. Так, сама вера – это еще не результат, не конец: это только семя, из которого должны произрасти плоды – свидетельство духовной зрелости христианина.

Представьте, что вы всю жизнь писали правой рукой, а теперь вам сказали, что делать этого ни в коем случае нельзя. Писать же левой – непривычно, неудобно… Да и приобретенный за годы жизни навык автоматически подталкивает к тому, что вы в повседневности поступаете по старой памяти. Примерно та же борьба наблюдается в сердце христианина: только воюют в нем две духовные силы – дух плотской и дух, возрожденный от Духа Святого. Плотской дух – это греховная составляющая человеческой природы, которая подталкивает его к неугодным Богу желаниям, поступкам. Несмотря на то, что человек покаялся в своих грехах и получил прощение по вере в искупительную жертву Иисуса Христа, плотской дух по-прежнему остается в нем как наследство от старой жизни. Но возрожденный при покаянии под действием Духа Святого человеческий дух, который ранее был мертв и не имел общения с Богом, ныне получил возможность Бога познавать и ощущать на себе Его действие. Задача христианина – вытеснить из себя ветхого, плотского человека, стяжав  благодать Святого Духа, без которой невозможны перемены на духовном уровне. Стремясь к этой цели, человек начинает вести иной образ жизни, который рано или поздно приведет к созреванию «плода духа».

Плод же духа есть «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Послание к Галатам 5:22-23).

Семена не могут сразу же принести плоды. Их нужно прежде посеять в благоприятную, подготовленную почву, а затем взращивать, заботясь и ухаживая за побегами. Этот процесс достаточно трудоемкий, требует немалых усилий со стороны человека. И потому христианин, в том случае, если он не имеет дисциплины в своей духовной жизни, неизбежно теряет контроль над состоянием своего сердца. Плотской дух доминирует, подавляя дух Божий, и в жизни такого человека можно увидеть ссоры, обиды, раздражение, гнев, зависть и другие негативные вещи. «Ветхий» человек по-прежнему регулирует его мышление, побуждая его поступать определенным образом. А новый, «духовный» человек находится в состоянии младенчества, и без питания «чистым словесным молоком» Библии рискует умереть. Но даже если он и не погибнет, то может долгие годы оставаться в стадии младенчества – зачаточном состоянии веры, подчинении себя плотской природе. Неудивительно, что такой христианин не способен своей жизнью славить Господа, скорее, наоборот, называя себя верующим, он будет на деле бесчестить имя Христа.

С другой стороны, младенцы в вере могут начать приносить много плода, так как они пребывают в состоянии «первой любви» к Богу, благоговейном трепете перед Ним. Нет каких-либо временных ограничений в вопросе перехода от младенчества в вере к зрелости, неотъемлемой составляющей которой являются плоды духа, – все зависит от самого человека.

«Отсутствие плода духа – это верный признак того, что у нас нет отношений с Богом. Если человек общается с Богом, он никогда не останется прежним, – считает пастор Церкви «Слово благодати» США Алексей Коломийцев. – Как родившийся младенец является плодом своих физиологических родителей, так и духовные плоды – это наш результат взаимодействия с Богом. Наша задача в познании Бога – встречаться с Ним лично, а не выстраивать представления о Нем на основании того, что рассказывает о Нем кто-то другой, пусть даже и очень помазанный».

Проблема отсутствия духовного плода в жизни христианина – это проблема младенчества. Можно долгие годы быть членом Церкви, посещать служения, быть о себе высокого мнения, но при всем этом оставаться младенцем, прежним плотским человеком. Духовный и плотской человек распознается по плодам. Если нет плода духа от взаимодействия с Духом Святым, то обязательно будут сильно проявляться  дела плоти, влекущие за собой  смерть и разрушение.

«Дела плоти известны; они суть:  прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны], ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное…» (Галатам 5:19-21).

Если для того, чтобы созидать в себе плод Духа Святого, нужно много работать над собой, отвергая свою волю, то плотской дух «растет» в сердце без нашего участия, как зловредный сорняк.

«Без послушания Духу Божьему плод невозможен, – уверен христианский журналист Ростислав Бабенко из г. Харькова Украины. – Жизнь человека, который слушает и поступает так, как указывает ему Дух Святой через Церковь, Писание, духовный опыт, наполнена плодами, результатами его послушания. Послушание воле Божьей дает положительный результат и избавляет человека от тех проблем, в которых так прочно увяз этот мир. Причина кризиса современных христиан в том, что они не хотят слышать голос Бога, который говорит, что и как необходимо делать. Они живут так, как считают правильным, полагаясь на свои знания и опыт, на так называемую «новую мораль».

Пастырь Церкви «Новый завет» г. Хмельницкого Игорь Мацуца также полагает, что начинать работу над созиданием плода духа следует с послушания, иначе – смирения. «Человек, водимый своей плотской природой, легко деформируется под внешними обстоятельствами, он не руководит своей жизнью, не владеет собой, а плывет по течению. Если человек хочет быть водимым Духом Божиим и поступать по воле Бога, ему нужно взыскать Господа, Который дает мир, любовь и радость. Дух Святой изливается в сердце христианина миром от Бога. Сохранение в своем сердце мира от Бога – очень важное условие для духовного роста. Это нелегко. Мы можем терять мир Божий потому, что пытаемся самостоятельно искать решения своих проблем, много думаем об этом, волнуемся, и радость, мир, любовь уходят. Так всегда: не думал о плохом – все было хорошо, подумал – все потерял. В таком случае, мир Божий для нас – не превыше всякого ума. Когда человек будет хранить себя в Иисусе Христе, тогда мир Божий займет в нем свое место. Нужно понять, что то, что занимает ум человека, менее важно, чем мир в его сердце. Не нужно искать тем для ума – нужно следить за состоянием сердца. Правит жизнью теперь не наш ум, а Бог. Пребывание во Христе – это и есть то самое смирение, которое приносит в нашу жизнь благодать».

В смиренном сердце обретает свое жилище Дух Святой. Но для того, чтобы достигнуть заветного смирения, необходимо победить свое эго. Алексей Коломийцев в связи с этим наставляет верующих: «Святому Духу нужно преодолеть препятствие – наши чувства, наши желания, присущие нашей ветхой природе. Для того чтобы качества Духа Святого могли в нас проникнуть, нам нужно отказаться от своих собственных желаний. Первый шаг в работе над созиданием плода духа – последовательное, настойчивое отречение от своего доминирующего «я». Второй – сознательное подчинение себя Духу Святому. Третье – молитва об исполнении Духом».

Алексей Коломийцев полагает, что «плод Духа – это результат действия Святого Духа в духе человека, ведущего к изменению его чувств и желаний, преобразующего их в чувства и желания Иисуса Христа. Плод – это то, что естественно начинает генерировать наша природа под воздействием Духа Святого».

Если плотскому человеку внутри нас было свойственно служить своему эго, мало заботясь или вовсе не заботясь о благе ближних, то смиренный, духовный человек любит ближнего своего, как самого себя. Когда появляется плод духа,  изменяется сердце человека. В нем проявляются качества, свойственные Богу, первой в этом перечне стоит любовь, потому что Бог есть любовь. Плоть неспособна любить, у плоти есть страсть, похоть, но истинная любовь ей неведома. Дух Святой трансформирует внутреннюю сущность человека, делая его способным принимать от Бога это чувство и отдавать его другим, ничего не ожидая взамен.

Эта и другие духовные добродетели не появляются в мгновение ока, не являются следствием какого-либо религиозного подвига. Именно послушание и смирение способствует возникновению и проявлению в нас любви, радости, мира, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания. Нет другой возможности принести плод Богу, как научиться слышать голос Духа Святого и поступать по Его воле. Наше послушание Духу Святому определяется тем, как мы усваиваем уроки «умерщвления» своего «я», чтобы служить нуждам других. Живя по духу, а не по плоти, мы даем нашему духу возможность двигаться, расти. И успех во многом определяется готовностью на практике проявлять смирение – отречение от своей воли в пользу воли Бога. Без движения духа не будет и плода.

Протоирей Дмитрий Смирнов дает христианам совет для их практической жизни: «Работу над стяжанием плодов Духа Святого надо начинать с малого. Бывают, конечно, подвиги большие. Вот в древности некоторые христиане делали так: шли на улицу, находили инвалида, сажали его себе на плечи, приносили домой и служили ему до самой смерти. Кормили, поили, терпели, ведь ясно же, что человек становится капризным и своенравным при таких условиях. И потом его хоронили. И на это тратили лет 25-30. Не можешь так – ну, хотя бы, видишь слепой человек – переведи через дорогу. И этого не можешь – ну, тогда уступи свою очередь в трамвае. И этого не можешь? Ну, тогда вошел в трамвай – не садись. Если и этого не можешь – ну, тогда ты совсем не христианин. Христианин должен искать возможность все время послужить своим ближним. Каждый прошедший день, в котором ты ничего для своего ближнего не сделал, – это бессмысленный день для спасения. Уступчивость должна стать навыком, свойством поведения.  Нет такого слова «не могу» – просто не стоит задача. Некоторые говорят: «Знаете, я так привык ругаться, что не могу остановиться». С кнутом через 10 минут остановится, если его ударить, – так  каждый дурак сможет. А вот для того, чтобы самому остановиться, надо очень этого захотеть. И окажется, что ничего сложного в этом нет. Просто человек не хочет никак себя «завинчивать».

Плоды – это признак того, что человек вышел из младенчества в вере. Принцип движения к этой цели один:

«Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Евангелие от Иоанна 15:4-6).

Елена Шумилова

Читайте на Светоче — 4 веских причины начать читать Библию по плану


Бог над финансами

Часто религия ставит запрет на тему финансов в церкви, хотя финансы являются важной сферой жизни человека. Из-за отсутствия учения многие верующие люди обмануты дьяволом, когда думают, что Бог не хочет, чтобы они процветали.

Но нам нужно поверить, что Бог хочет благословить каждую сферу нашей жизни, и финансы в том числе! Господь является нашим обеспечителем. Он Тот, Кто дает нам не просто жизнь, но жизнь с избытком!

Оцените статью
Поделитесь с друзьями - поддержите наш проект
Светоч
Добавить комментарий