Какая связь у домов молитвы христиан и синагоги?

Какая связь между домом молитвы христиан и синагогой Развитие

Любопытно, но мы знаем ее исключительно по ее иностранному названию, которое закрепилось значительно позже, нежели она появилась. Также, как правило, мы сегодня привыкли ассоциировать ее с реалиями другой религии, не имеющей отношения к христианству. Что отчасти верно, но лишь отчасти. Речь идет о традиционном иудейском месте собраний – синагоге.

Синагога или «сюнагоге», как уже было замечено, слово греческое, переводимое как «собрание». Фактически оно является схожим по значению ее изначального еврейского названия – «бейт кнесет», то есть «дом собраний». Таким образом, синагога представляет собой особое место или помещение, где собираются иудеи для совместного проведения тех обрядов их религиозной жизни, которые имеют общинный характер. Что конкретно это за обряды, мы оговорим чуть позже. Потому что вначале стоит понять, при каких обстоятельствах и по каким причинам вообще возникли синагоги. Тогда об их назначении и происходящем в них станет более понятно.

На первый взгляд может показаться, что синагога – вообще неотъемлемая часть иудейской жизни и сопровождала еврейский народ всегда. Но это обманчивое впечатление. Чтобы убедиться в этом достаточно посмотреть на то, как упоминается синагога в Священном Писании. Так мы с удивлением обнаружим, что в ветхозаветных книгах о ней нет ни слова (хотя в некоторых отрывках могут подразумеваться ее ранние аналоги, например, в Пс. 73:8 или 106:32).

  • …сказали в сердце своем: «разорим их совсем», — и сожгли все места собраний Божиих на земле. (Пс.73:8)
  • Да превозносят Его в собрании народном и да славят Его в сонме старейшин! (Пс.106:32)

То есть в эпоху жизни ветхозаветных авторов ее еще не существовало, по крайней мере, в том знакомом виде, в котором она станет известна позже. При этом в Новом Завете о ней говорится напрямую и многократно как уже о неотъемлемой и естественной части религиозной жизни иудеев (Мтф. 4:23; Мрк. 1:21; Лук. 4:33; Ин. 18:20; Деян. 9:2 и др.).

Из этого легко сделать вывод, что синагоги появились в том временном промежутке, который отделяет Ветхий Завет от Нового. Традиционно считается, что межзаветный период продолжался примерно 400 лет и отделял служение последних ветхозаветных пророков Малахии и Захарии от Иоанна Крестителя. И этот вывод в целом верен.

Если быть более точным, то первые синагоги появились в период Вавилонского плена в местах расселения иудейских переселенцев. Возникли они именно как реакция на разрушение Иерусалимского Храма в 586 году до Р.Х., резкие перемены в религиозной жизни и одновременное желание сохраниться как народ, исповедующий веру в Единого Истинного Бога. Чтобы сберечь свою веру, которую евреи не особо берегли до плена (за что, собственно, и пострадали), угнанные в плен начали собираться, чтобы поддерживать друг друга и делиться теми крохами религиозных знаний, которые у них были. А по возможности также учиться у тех немногих, кто обладал более серьезным духовным знанием и опытом. Как результат, благодаря начавшейся синагогальной жизни со временем появились многочисленные профессиональные переписчики Писания и учителя-энтузиасты. Из первых впоследствии возникнут книжники, а из вторых – фарисеи.

В дальнейшем синагоги начали покупать или строить собственные помещения, в которых религиозная жизнь постепенно приобретала более системный и логически законченный вид. Так возникли основные направления синагогального устройства: проповедь-наставление, пение-прославление и совместная молитва. Ничего не напоминает? Основной богослужебный день естественным образом закрепился за субботой – шаббатом (Деян. 18:4). А позже частью синагоги стали и основные обряды: обрезание (брит-мила), благословение младенцев мужского пола (пидьен ха-бен), вступление в совершеннолетие (бар-мицва для мальчиков 13 лет и бат-мицва для девочек 12 лет) и церемония бракосочетания (нисуин). Также в синагогах начали праздновать и главные иудейские праздники, до этого бывшие уделом лишь храмовых празднеств: песах (пасху), шавуот (пятидесятницу) и суккот (праздник кущей, аналог нашей жатвы).

В итоге общинная жизнь синагог оказалась настолько эффективной, что самым лучшим образом поспособствовала восстановлению духовной жизни еврейского народа в условиях плена. Привила любовь к Писанию, укрепила верность Господу и в итоге предопределила триумфальное возвращение. При этом давайте не забывать, что в этот самый плен евреи попали именно за то, что их духовная жизнь фактически отсутствовала до этого момента (Иер. 25:1-14).

Однако синагога не заменила разрушенный Храм. Храмовые установления продолжали оставаться важнейшими и незаменимыми. Поэтому как только он был восстановлен к 516 году до Р.Х. все храмовые ритуалы и предписания вернулись. Но синагоги не исчезли, а продолжали существовать параллельно. И это было особенно важно для тех иудеев, которые не имели возможности регулярно бывать в Храме, проживая, например, в удаленных частях страны или диаспорах.

Таким образом мы видим, что к моменту прихода Христа и начала служения Его апостолов, синагога занимала одно из наиболее значимых и центральных мест в религиозной еврейской жизни. И когда Иисус провозгласил, а Дух Святой создал Церковь как Тело Христово (1 Кор. 12:13) и Народ Божий (Рим. 9:24-26), апостолы не стали «изобретать велосипед», чтобы организовать жизнь новорожденной христианской общины. Они просто воспользовались тем, что уже давно существовало и прекрасно работало. Так возникла христианская синагога, которую мы сегодня называем «домом молитвы», «домом собраний» или просто «церковью».

Александр Митрофанов, пастор (ответственный за образовательный процесс) церкви ЕХБ «Голгофа», г. Москвы, магистр богословия, проректор Московской богословской семинарии.


Бог над финансами

Часто религия ставит запрет на тему финансов в церкви, хотя финансы являются важной сферой жизни человека. Из-за отсутствия учения многие верующие люди обмануты дьяволом, когда думают, что Бог не хочет, чтобы они процветали.

Но нам нужно поверить, что Бог хочет благословить каждую сферу нашей жизни, и финансы в том числе! Господь является нашим обеспечителем. Он Тот, Кто дает нам не просто жизнь, но жизнь с избытком!

Источник
Оцените статью
Поделитесь с друзьями - поддержите наш проект
Светоч